UCOZ Реклама

Tatar-history

Татарские места в Москве

Сергей Оленин

             Наряду с теми конфликтами, которые в прошлом происходили между различными народами, населявшими тогда территорию, которая нынче называется Россией, между этими народами происходили и другие контакты, которые, быть может, имеют большее значение, чем военные. которым придается излишне преувеличенное значение. Это были торговые, промышленные, бытовые, политические и другие отношения. В конце концов любая война длится не так долго по сравнению с периодами мира, во время которых люди встречаются, торгуют, строят дома, женятся, растят детей - одним словом, стараются жить обычной мирной жизнью...

            Первые невоенные татары, появившиеся в Москве, были, естественно, купцы. Это относится к 14 веку. Затем стали поселяться ремесленники, которые по своим профессиям не имели в то время конкурентов - они занимались кожевенным делом и располагались в районе Замосковоречья, на дороге, которая вела из главного города Золотой Орды - Сарая - в Москву. Их профессионализм и спрос на кожаные изделия был в то время настолько велик, что число их с местными учениками-подмастерьями постепенно росло и привело к появлению особой Кожевнической слободы.

            Еще одна из причин поселения татар в Москве заключалась в необходимости местному населению  - и особенно князьям  - общаться с правительством и остальными народами, населявшими империю Золотой Орды, а также другими государствами Востока. В этом им помогали татарские переводчики-толмачи. Дело в том, что русские люди с неохотой учились другим языкам. (Это неприятие чужих языков во многом объяснялось тем, что во времена средневековой веронетерпимости казалось, что  смена  языков  ведет  к  смене  веры. Так, во время приема Алексеем Михайловичем  (1629 - 1676) одного из православных деятелей Ближнего Востока  -  патриарха  Макария,  - когда тот попытался щегольнуть знанием турецкого, "тишайший царь" даже испугался, всплеснул руками и  вскричал:  "Боже сохрани, чтобы такой святой муж осквернил свои уста и язык этой нечистой речью!"). С этих времен в Москве сохранился и сейчас существует Толмаческий переулок. Находится он рядом с Большой и Малой Татарской улицами. Неподалеку же находятся сохранившие исторические названия Большая и Малая Ордынка. В свое время в этом квартале  проживали со своими дворами посланники правительства Золотой Орды.

            В дальнейшем число татар в Москве - как, впрочем, и всего населения -  в зависимости от складывавшихся исторических обстоятельств, то увеличивалось, то уменьшалось. Кожевенная слобода постепенно, с ростом числа перенимавших умение работать с кожей москвичей, русифицировалась. Но в районе нынешней Якиманки  в 15-16 веках поселилось и проживало многочисленное представительство крымских ханов. А позже в начале нынешней Мясницкой улицы расположилась резиденция Касимовского хана. За Калужской заставой было мусульманское кладбище.  Неподалеку от него справляли и религиозные обряды. (Первая мечеть в благодарность за заслуги была построена после войны с Наполеоном, в которой в рядах русской армии сражались и мусульманские части, проявившие себя самым наилучшим образом).

            Отметим. что многие потомки  ханов Золотой Орды добровольно пошли на службу "к русскому царю" и были приближены ко двору. Их дворцы находились в различных городских районах. Примечательно, что один из касимовских ханов - Симеон Бекбулатович - по прихоти Ивана Грозного даже занимал какое-то время его место на русском троне.

            После перенесения столицы в Санкт-Петербург многие татары, особенно из числа касимовских, держали постоялые дворы и харчевни на тракте Москва - Петербург. В 19 веке, когда в деревнях стали сокращаться земельные наделы, много татар - особенно из числа пензенских и нижегородских - потянулось в Москву на заработки. Часть из них в торговых рядах (на месте бывшего ЦК КПСС и нынешней администрации  президента) держала продуктовые лавки, где можно было купить халяльную пищу. Много татар занималось извозом и работало ямщиками.  Другие, пользуясь "связями" с давно обосновавшимися в столице касимовцами, которые традиционно занимали места буфетчиков, устраивались на работу на многие вокзалы носильщиками, что в то время приносило неплохие доходы.

            По переписи 1897 года в Москве из общего миллиона  жителей проживало около 1000 татар.

            В голодные послереволюционные годы многие уехали в деревни, а когда начался голод в Поволжье, наоборот - сюда стали приезжать целыми семьями и устраиваться на фабрики и заводы. На многих из них, таких. например, как "Красный богатырь" работали целыми деревнями.  Но теперь - особенно после начала массового жилищного строительства -  проживали  уже не компактно. как в прошлые века, а там, где по ордеру получали квартиру. По данным переписи 1989 года татар в столице насчитывается чуть более 2% - не более 250,000. Работают они в разных сферах и отраслях народного хозяйства - от  таксопарков до академических институтов. Многие из них, такие, как хирург Ренат Акчурин, математик Роальд Сагдеев или актер Сергей Шакуров известны всему миру.

 

За помощь в написании этой статьи автор благодарит  завотделом Исламского Конгресса России В. Г. Садур

22.02.97 г.

Опубликовано в газете «Кемеш кынгырау» - «Серебряный колокольчик» (детская газета, издающаяся в г. Набережные Челны)

 

Hosted by uCoz