UCOZ Реклама

Татарское историческое общество

 

А. Коростелев
Стереотипы межэтнической близости у некоторых народов России

Вопрос об идентичности более широкого плана, чем этническая, об иерархическом строении этнических общностей и этнического самосознания не раз находился в центре внимания отечественных этнологов. Достаточно вспомнить введенное С.И. Бруком и Н.Н. Чебоксаровым понятие «метаэтнические общности», которое позднее было развито Ю.В. Бромлеем. При этом обращалось внимание на то, что группировка этносов по различным компонентам часто не совпадает и потому можно выделить такие типы общностей как метаэтнополитическая, метаэтнокуль-турная, метаэтнолингвистическая, метаэтноконфессиональная и т.д.1

С другой стороны, у разных народов существуют субъективные представления о степени их близости с другими народами. Их можно назвать стереотипами этнической близости, или межэтническими ориентациями. Эти представления допустимо рассматривать как частный случай стереотипов восприятия. Они складываются не только и часто не столько на основе личного опыта межэтнического общения, сколько под влиянием литературы, средств массовой информации, ближайшего окружения и т.п.

В советский период общественно-политический строй, господствовавшая идеология и относительно закрытый характер общества в значительной степени предопределяли тот факт, что среди различных типов идентичности более высокого уровня, чем этнический, у жителей нашей страны определенно доминировал ме-таэтнополитический тип — принадлежность к советскому народу, — а на еще более высоком уровне — принадлежность к социалистическому сообществу.

Распад Советского Союза и другие изменения, происшедшие в стране за последние годы, привели, помимо всего прочего, к ослаблению этих представлений и отчасти к их вытеснению другими (иной раз всего лишь забытыми старыми метаэт-ническими ориентациями).

Какие же метаэтнические ориентации преобладают в настоящее время? Попытаемся ответить на этот вопрос, используя некоторые результаты исследования «Национальное самосознание, национализм и разрешение конфликтов в Российской Федерации» (научный руководитель проф. Л.М. Дробижева), проведенного в рамках международного научного проекта при финансовой поддержке фонда Джона Д. и Катрин Т. Макартуров.

В ходе этого исследования весной 1994 г. был проведен этносоциологический опрос в Татарстане, Северной Осетии, Якутии и Туве, которым было охвачено около 4 тыс. чел. — представителей титульных и русской национальностей. Наряду с большим числом вопросов по социальной, экономической, политической, культурной проблематике, психологии, национальному сознанию, межэтническим отношениям и другим сюжетам инструментарий-вопросник включал и такой вопрос:

Как вы думаете, какие другие народы особенно близки татарам (осетинам, якутам, тувинцам, русским) по культуре, чертам характера или историческим судьбам?

Отвечая на него, опрашиваемые могли одновременно назвать несколько народов. Ниже приводится анализ ответов на этот вопрос респондентов-горожан (табл. 1 и 2).

Респонденты-русские (табл. 1) во всех четырех республиках в качестве близких народов чаще всего называли украинцев, белорусов, другие славянские народы или просто «славян». Некоторая часть их (от 7% в Туве до 25% — в Северной Осетии) включила в число близких себе народов и титульные этносы этих республик.

В ответах подавляющего большинства (84%) татар особенно часто фигурировали различные тюркские народы (башкиры и иные мусульманские народы России,

 

ТАБЛИЦА 1

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РУССКИХ О НАРОДАХ, БЛИЗКИХ ИМ ПО КУЛЬТУРЕ, ХАРАКТЕРУ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИМ СУДЬБАМ (городское население, %)

Народы, считающиеся близкими

Место проведения опроса

Татарстан

Сев. Осетия

Якутия(Саха)

Тува

Татары, осетины, якуты, тувинцы .

12

25

15

7

Украинцы и белорусы

64

73

64

68

Другие славянские народы

31

46

34

38

Другие европейские народы

4 8 19

6

5 5

3 5 16

6 7 15

Затруднились ответить

' Сумма не равна 100%, так как респонденты имели возможность дать несколько ответов.

другие тюркские народы СНГ, турки), но заметная часть опрошенных (18%) посчитала близким народом также русских (табл. 2).

Словом, ответы представителей русских и татар оказались типологически сходными — близкими народами и те и другие считают в первую очередь народы, говорящие на родственных языках. Сходство состоит и в том, что этническую близость в обоих случаях вполне можно интерпретировать (у татар — наверняка, у русских — в значительной степени) не только как языковую, но и как конфессиональную2.

Иная ситуация у осетин. Языковое родство здесь имеет место с таджиками, персами, курдами, пуштунами и др., то есть народами, которые, во-первых, далеки географически, а во-вторых, имеют мало общего с осетинами по культуре. Кроме того, само по себе это родство не означает взаимопонимаемости языков. Поэтому лингвистическая близость в этом случае особой роли не играет, а на первый план выходит географическая, или региональная близость. 68% осетин считают близкими народы Северного Кавказа и/или Закавказья, 36% — русских. Примечательно, что восприятие русских как близкого народа (как и восприятие близкими представителей титульного этноса — русскими, о чем уже говорилось) в Северной Осетии встречается чаще, чем в остальных республиках, где проводилось обследование.

Немного сложнее картина в Якутии. Ответы респондентов-якутов (соха) показали, что чаще всего близкими народами они считают другие тюркские народы и народы Севера, причем языковая (тюркская) ориентация преобладает над региональной (северной).

Весьма неоднозначна ситуация у тувинцев. Здесь существенную роль играют три типа ориентации. В 59% ответов фигурировали различные тюркские народы (хакасы и другие тюркские народы России, тюркские.народы СНГ, турки). Около трети опрошенных назвали монголов. Кроме того, обращает на себя внимание графа «другие» табл. 2, которой соответствует около двух пятых ответов. В подавляющем большинстве это — ответы, в которых были названы буряты и калмыки, то

Таблица 2

Народы, близкие татарам

 

Русские 

18

Башкиры и другие мусульманские народы России

70

Другие тюркские народы СНГ

25

Турки 

26

Другие 

6

Нет ясного представления

6

Народы, близкие осетинам

 

Русские 

36

Народы Северного Кавказа 

59

Другие ираноязычные народы 

13

Народы Закавказья

26

Другие.

12

Нет ясного представления 

9

Народы, близкие якутам (саха)

 

Русские .

22

Народы Севера 

38

Другие тюркские народы СНГ 

44

Турки 

8

Другие 

8

Нет ясного представления 

16

Народы, близкие тувинцам

 

Русские

2

Хакасы и другие тюркские народы России 

48

Другие тюркские народы СНГ

27

Турки 

12

Монголы 

34

Китайцы

3

Другие 

39

Нет ясного представления 

10

Сумма не равна 100%, так как респонденты имели возможность дать несколько ответов.есть народы, подобно тувинцам, традиционно исповедующие ламаизм. Респондентов-тувинцев, посчитавших близким этносом русских, — считанные единицы.

 

Анализ сочетания разных ответов позволил выявить связи между различными ориентациями. Наличие положительных корреляций оказалось как правило малоинформативным; наибольший интерес представляют отрицательные корреляции, как показатель «конкуренции» разных ориентации. Скажем, у русских во всех четырех республиках отмечается заметная отрицательная корреляция между языковой (славянской) и титульной ориентациями. Иными словами, те, кто говорят о близости с украинцами, белорусами и другими славянскими народами, реже называют в качестве близкого титульный народ своей республики. И наоборот, те, кто отмечают, что русским близка титульная национальность, реже называют славянские народы.

Для татар характерна отрицательная корреляция между русской и тюркской, а также между русской и турецкой ориентациями. У осетин русская ориентация имеет отрицательную корреляцию как с северокавказской, так и с закавказской. То же можно сказать и об отношении русской ориентации якутов к тюркской и северной. У тувинцев монгольская ориентация «конкурирует» с тюркской и турецкой, и наряду с этим имеет место отрицательная корреляция между бурятско-калмыцкой и турецкой ориентациями.

Как показало исследование, выбор метаэтнических ориентации во многих случаях зависит от возраста опрашиваемого, уровня его образования и типа города, где он проживает. Так, если выбор респондентами-русскими украинцев и белорусов в качестве близких народов встречался примерно с одинаковой частотой в разных социально-демографических группах, то другие славянские народы чаще упоминались в ответах или более молодых опрошенных (в Татарстане и Северной Осетии), или более образованных (в Татарстане, Северной Осетии и Якутии), или живущих в более крупных городах (в Татарстане и Якутии). Ориентация на титульные национальности оказалась более характерной для респондентов-русских или более пожилых (в Северной Осетии), или менее образованных (в Северной Осетии и Якутии), или наконец, проживающих в небольших городах (в Татарстане, Северной Осетии и Якутии).

Среди опрошенных-татар близким народом русских чаще называют люди с невысоким уровнем образования. Значительно реже такие ответы встречаются среди татар — жителей Набережных Челнов — города, где сильны позиции ТОЦ. В ответах молодых людей татарской национальности чаще всего в качестве близкого народа фигурируют турки.

Для осетин важным фактором, влияющим на ответы, оказался тип города. Во Владикавказе чаще упоминались закавказские народы, в малых городах (Алагире и Моздоке) — русские.

Среди якутов языковая (тюркская) ориентация чаще выбирается более образованными респондентами, русская — более пожилыми.

Монгольская ориентация тувинцев более распространена среди жителей малых городов республики (Шагонара и Турана), чем среди жителей ее столицы — Кызыла. Более образованные тувинцы чаще выбирали языковую (тюркскую) и конфессиональную (бурятско-калмыцкую) ориентацию, причем респонденты более ножилого возраста чаще называли тюркские народы, а более молодые — бурятов и калмыков.

Подытоживая сказанное, можно констатировать, что у русских и татар преобладает метаэтноязыковый тип ориентации, в значительной степени сопряженный с метаэтноконфессиональным. У осетин доминируют две ориентации: региональная и русская, у якутов — метаэтноязыковая и региональная. У тувинцев заметную роль играют три ориентации: метаэтноязыковая (тюркская), регионально-конфессиональная (монгольская), конкурирующая с тюркской, и метаэтноконфессиональная, или метаэтнокультурная (бурятско-калмыцкая). Ориентация на русских, как на близкий народ, для титульных национальностей или на титульный народ — для русских в обследованных республиках менее всего характерна для представителей социально продвинутых групп, а также для тех, кто придерживается доминирующих (для данного народа) типов ориентации.

Примечания

1. Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности // Расы и народы. Вып. 6. М., 1976. С 15—41; Бромлеп Ю.В. Иерархия историко-культурных общностей: основные черты и тенденции динамики // Бромлеп Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М., 1981 С. 65

2. Пример такой интерпретации в отношении татар см. в работе: Хапретдинов Д.З. Возрождение культурных ценностей ислама в национальном движении повседневном поведении татар // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. С. 259—260.

Социально-культурные и этнические стереотипы. Материалы научной конференции молодых ученых и аспирантов. Москва. Октябрь 1996 г. 

 

Обсудить на форуме

 

шпаклевка волма . Фрезерное оборудование: ленточная пила. Цены. . керхер и puzzi для моек авто

Hosted by uCoz