UCOZ Реклама

Татарское историческое общество

 

Татарские джигиты на польской земле

История польско-литовских татар длится седьмое столетие — с Х1V века до наших дней. Они — выходцы из Золотой Орды, а потому генетически являются прекрасными воинами, безудержно храбрыми в бою, по-мусульмански самоотверженными, верными и разумными, — за что их во все времена ценили друзья и боялись враги. Селились на землях Великого Польско-Литовского княжества в течение шести веков и все это время не были сторонними наблюдателями, но занимали активную гражданскую позицию в государстве: принимали действенное участие в борьбе за свободу и независимость приобретенной Родины.

А началось все с литовского великого князя Гедимина (1305 — 1341), который, будучи искусным политиком, не только искал согласия с татарами, но и стремился использовать их завоевательские возможности в своей борьбе с Тевтонским орденом. Он, как свидетельствуют исторические хроники, охотно принимал татарские дружины к себе на службу. Например, в 1319 году в войне с тевтонцами на стороне князя Гедимина принимал участие многочисленный татарский отряд, являвшийся авангардом литовского войска.

После войны часть ордынцев осталась на постоянной службе в Польско-Литовском государстве, стала для него ценным приобретением как военная сила. В конце Х1V века, во времена правления литовского князя Витольда (1392 — 1430) это княжество в глазах Западной Европы стало безопасным оазисом для выходцев из различных стран мусульманского Востока (татары, турки, ногайцы, черкесы и др.). Здесь они находили не только безопасное пристанище, но и лучшие условия жизни, нежели в родной стороне. И вовсе не случайно в то время татары относились с большим почтением к литовскому князю Витольду: он стал для них идеалом монарха, с которым не мог сравниться ни один князь из династии Ягеллонов. Период его правления (по мнению татар) был самым лучшим в истории польско-литовских мусульман. Вот почему именно в это время в Литве возникло наибольшее число татарских поселений.

Те ордынцы, которые поселялись в Литве, получали из рук великого князя обширные вотчины, за которые несли воинскую службу. Пользуясь всеми правами русско-литовских бояр, они имели гарантированную свободу вероисповедания и соблюдения обычаев. Поэтому память о Витольде как князе, который был неравнодушен к татарам, передавалась из поколения в поколение. Интересная историческая справка: еще во второй половине ХVI века польско-литовские татары в своих молитвах и преданиях называли Витольда опорой ислама в немусульманских странах. Один день в году они молились за спасение его души.

Войны с Тевтонским орденом в период правления Витольда нашли живое отражение в фольклоре татарских поселенцев. Еще в начале ХХ века мусульмане из Новогрудка рассказывали легенды о своих предках, помогавших литовцам в борьбе с крестоносцами. Когда первые не справлялись с закованными в железо немецкими рыцарями, они приглашали на помощь ордынцев. Те стаскивали с помощью арканов тяжело вооруженных тевтонцев с коней, становясь таким образом грозой для неприятеля. В основе этой легенды, без сомнения, лежит историческая правда. Ибо известно, что тяжеловесные, малоподвижные крестоносцы под впечатлением от потерь, наносимых им литовскими татарами, провели реорганизацию в своих войсках — создали в начале ХV века собственные хоругви легкой кавалерии (хоругвями назывались мобильные татарские подразделения в рыцарском войске средневековой Польши и Литвы).

В начале Х1Х века один из выдающихся польских историков обнаружил в архивах документ, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов «белыми ханами», поскольку те занимали почетное место в татарской истории. Ягеллоны наряду с Витольдом и Зигмунтом Августом считались великими покровителями и заступниками мусульманского населения Польско-Литовского государства.

Все татарское население Польши негласно делилось на несколько групп. Первое место в социальной структуре занимали потомки ордынских султанов и мурз, которые владели большими вотчинами. За это они были обязаны нести конную военную службу и потому пользовались правами господствующей шляхты.

Вторую группу составляли так называемые татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Казаки получали небольшие участки земли и служили за это не только в войске, но и при дворах короля и вельмож.

Третью группу составляли городские татары, в значительной степени являвшиеся потомками военнопленных. В архивных документах их называли «простыми татарами». Они юридически отделялись от богатых татар, а за правовую опеку платили отдельный налог. Со временем татарские поселения приходили к медленному экономическому упадку, главной причиной которого была земельная раздробленность из-за постоянных семейных разделов. Воинская служба становилась для владельцев небольших хозяйств огромной тяжестью. Все чаще военная добыча не покрывала затрат на снаряжение. Даже владельцы больших имений частенько становились должниками...

Сменилась династия Ягеллонов. Новый монарх подтвердил татарам все существовавшие до него права и привилегии. Кроме того, он выразил подданным мусульманского происхождения свою благосклонность. Солдат татарских хоругвей, имевших заслуги перед Речью Посполитой, король одарил большими имениями. Однако наступивший ХVII век, в целом бурный и трагичный для Польши, не пощадил и польско-литовских мусульман. Они участвовали во всех войнах, которые велись в этом столетии. Были победы и поражения, но профессия солдата стала наследственной среди польских татар. Появились даже целые династии татарских ротмистров, которые продолжали существовать до Первой мировой войны.

Нужно отметить еще один важный момент в жизни татар: известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Это право действовало во всех татарских поселениях без исключения. И даже когда в Польше усилилась агитация католического клира против иноверцев, мусульмане пользовались большой свободой вероисповедания: в Польше в целом не было преследования татарского населения по религиозному признаку.

…В период правления следующей королевской династии и разделов Польши татарские хоругви оставались верны своим рыцарским традициям. В тяжелые для страны времена среди деморализованных польских войск они выделялись вышколенностью, дисциплиной и хорошими командирскими кадрами.

В первой половине ХVШ века татарские полки Речи Посполитой стали называться уланскими. Происхождение этого названия не только экзотично, — оно имеет татарские исторические корни. В Золотой Орде улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чингис-хана. Когда судьба забросила в Литву и Польшу многих представителей татарских княжеских родов, они сохранили за собой этот титул на многие века, посвятив себя военной службе и дав это благородное название своим хоругвям.

Военная слава татарских полков польской королевской армии привела к тому, что во многих армиях западноевропейских стран начали создавать легкую кавалерию по образцу татарских формирований. В ХVШ столетии уланские части возникли во Франции, Австрии и Пруссии. В Речи Посполитой легкая кавалерия также переживала свое возрождение.

Архивные источники того времени ясно показывают, что татары не только знали о значении уланских полков, но и гордились ими: "Уланы за королей светлой их памяти Августа П и Ш воевали с полками за границей, где показали отвагу и мужество. Не случайно об этом молва распространилась по всей Европе, где стали создавать войсковые соединения по подобию нашего"…

Обязательно следует упомянуть, что после третьего раздела Польши (1795 г) и восстания Тадеуша Костюшко, в котором польские татары приняли активное участие, спрос на польских воинов-мусульман ничуть не уменьшился. В прусской армии был сформирован татарский полк, опытнейшие солдаты которого оказали Пруссии огромные услуги в войне с Наполеоном. Так что не напрасно в связи с пожеланиями прусского монарха был подписан договор, "касавшийся особых прав и обязанностей татар, а также организации новой формации, гарнизона, строя и вооружения".

В конце ХVШ века, после включения земель бывшего Литовского княжества в состав Российской империи, царские власти вначале приняли татар за поляков магометанской веры, защищенных шляхетскими привилегиями. Однако вскоре такое отношение к татарам изменилось. После упадка Речи Посполитой императрица Екатерина П подтвердила польским татарам все существовавшие права и привилегии. По образцу Пруссии в России также решили сформировать татарский полк.

Вторжение армии Наполеона на землю бывшего литовского княжества подтолкнуло к мысли о создании во французской армии татарского полка. В начале 1813 года удалось сформировать лишь один эскадрон улан в составе гвардейского полка легкой кавалерии. Этот уланский эскадрон принимал участие в боях, но только во время отступления армии Наполеона, сопровождая главную ставку французов. После поражения Наполеона татарский эскадрон вместе со своим полком легкой кавалерии вернулся в Польшу. В память о тех героических днях в татарских домах до нашего времени осталось много памятных предметов - орденов, медалей, знаков отличия…

Если быть объективным, то положение польских татар в конце ХIХ века — после третьего раздела Польши — было значительно лучше, чем других мусульманских народов Российской империи. Царские власти, дискриминируя в области религии поляков, татарам оставили полную свободу вероисповедания. И даже: «Российские власти не раз отдавали им (татарам) предпочтение перед православными, так как считали их более добросовестными и трезвыми. В определенные годы полиция рекрутировалась преимущественно из мусульман», — как писалось в польских исторических материалах.

…В первые годы ХХ века на всей территории России активизируется движение мусульманских народов. В большинстве религиозных центров создаются политические, культурные и благотворительные общества. Организуются общемусульманские съезды. Закладываются научные общества. Задача этого движения — завоевание политических и культурных свобод для всех приверженцев Ислама в России. Польские татары не остались безразличными к происходящим событиям, их представители участвовали в этом общероссийском движении. Однако история внесла свои коррективы.

В начале августа 1914 года в результате сложной политической ситуации в Европе вспыхнула Первая мировая война. Польские татары воевали в рядах русской армии, но во избежание неприятностей из них не создавали отдельных войсковых единиц. И воевали они на всех участках фронта — как русско-немецкого, так и русско-австро-венгерского…

Война — это всегда хаос, вынужденная миграция народов, неразбериха и горе… Тяготы немецкой оккупации польские татары испытывали на себе, как и люди других национальностей: принудительные работы, выселение из родных домов, реквизирование пахотных земель под аэродромы, отправка молодежи на работы в Германию… Иногда татарским населением интересовались немецкие ученые, приезжавшие в Вильно, или высшие турецкие чины: в сопровождении немецких чинов они приезжали в татарские поселения, чтобы предложить им жить в Турции…

…Разруха вследствие Первой мировой и польско-советской войн привела к обеднению значительной части татарских семей. Нет точных данных о потерях, какие понесли сами татары. Остро ощущало последствия войны мусульманское население малых городов и деревень, увеличив число беднейших жителей пограничных земель. Меньше ущерба понесли городские татары, особенно те из них, которые находились вне зоны боевых действий. Наряду с материальными, татары понесли также большие потери в людях. Многие из них, как военные, так и гражданские, погибли во время войны либо умерли от голода и болезней. Другие погибли во время революции или остались на постоянное жительство в различных частях России. Отдельные татары оказались в Турции, Франции, Югославии и США.

Следует подчеркнуть, что большинство польских татар, оправившись от смертей и разрухи, вскоре приступили к восстановлению своих хозяйств, к налаживанию своей жизни, в том числе и религиозной.

В период между двумя войнами польские татары-мусульмане в числе 300 млн. мусульманского населения мира составляли лишь небольшую религиозную группу. Они оставались вдали от больших общественно-политических групп и религиозных движений, какие существовали в это время на территориях больших мусульманских стран. Им не хватало духовных связей, и весь межвоенный период они старались сохранять отношения с мусульманами в Европе и на Ближнем Востоке.

Однако не забудем, что польские татары во все времена придавали исключительное значение воинской службе. Она была как бы следствием их давних и наиважнейших занятий. Татары и до сих пор считают, что каждый молодой мужчина в определенный период своей жизни обязан учиться воинскому порядку и дисциплине, — так он приобретает мужские черты. Бедой и позором было для молодого татарина, если он по каким-то причинам не призывался на службу: старшие осуждали его за это, а младшие высмеивали как неполноценного…

Вот почему весной 1936 года по желанию татар был вновь создан в польской армии татарский эскадрон, все его уланы стали носить на своих мундирах полумесяц со звездой, хотя в нем служили не только мусульмане, но и католики, и православные, — все они гордились этим знаком отличия… Теперь татарский эскадрон 13-го виленского полка уланов стал одним из политических и религиозных факторов, ведущих к возрождению общины польских мусульман, сильно пострадавшей при политических разделах Речи Посполитой.

… Но ход мировой истории сложился так, что Вторая мировая война началась именно с многострадальной Польши. Во время этой войны и немецкой оккупации большинство польских татар остались в стране и разделили судьбу польского народа. История организованного три года назад татарского эскадрона сложилась трагично: в конце сентября 1939 года уланы вынуждены были под Медыкой принять решение о роспуске полка, после чего разошлись в разные стороны. Офицеры остались, чтобы закопать оружие, уничтожить документы и знамена. Именно в это время они были окружены немецкими фашистами и взяты в плен… Что касается разрозненных групп татарского полка, еще бродивших по оккупированной территории, то местные жители рассказывали: татары всегда капитулировали последними, а чаще погибали на поле боя…

Что и говорить: война и оккупация нанесли непоправимый урон польским татарам, их экономическому, культурному, социальному и даже физическому существованию. Безвозвратно погиб архив муфтиата, богатейшие частные коллекции татарских семей, интеллектуальный цвет этноса…

Уже в наше время причину пассивности некоторых татарских общин отдельные ученые ищут в так называемой «социальной усталости», одолевшей людей. И тем не менее, каждое мусульманское сердце бьется сильнее при виде минаретов на Польской земле. Татары-мусульмане и по сей день живут в Северной и Западной частях современной Польши, а также в ее столице. Они сохраняют свои этнические черты, которые отличают их от окружающих людей. Традиционно их до сих пор называют польскими (в прошлом «литовскими») татарами, хотя они составляют небольшую и постепенно сокращающуюся, к сожалению, общину. Ближайшее будущее польских татар зависит от сохранения и соблюдения тех польско-мусульманских традиций, которые сильно закрепились во многих татарских семьях, особенно на севере страны. Польша с давних пор славится религиозной терпимостью, так что — да поможет вам Аллах Всемогущий, наши братья и сестры, обретшие свою родину на Польской земле…

Материал подобрал
Галим МУСТАФИН

Опубликовано в газете "Арраид" 



Новости. Открылся филиал Телетрейд по торговле на forex Кемерово!

Hosted by uCoz