UCOZ Реклама

Татарское историческое общество

В. В. Амелин.
Межкультурные взаимодействия в условиях полиэтнической области (пример русских и татар в Оренбуржье)

Исторически сложилось так, что территория между Волгой и Уралом, включающая в себя ряд субъектов Российской Федерации, в том числе Оренбургскую область и Республику Татарстан, в этническом плане представляет собой весьма пеструю картину. Тысячелетнее взаимодействие тюркской, славянской цивилизаций, а также существование мусульманской и христианской (православия) религий составляют одну из характерных черт этого региона. Опыт такого взаимодействия, как утверждают исследователи, существует только на данной территории и не присущ России в целом. Именно этот регион "является базой для общей политической стабильности, экономического и культурного развития народов"1.

Поэтому проблема изучения совместимости культур народов, проживающих в Оренбургском крае, актуальна и является важнейшим индикатором стабильности их совместного проживания.

Изучение культурной дистанции в ее различных контекстах уже проведено исследователями в ряде регионов России2. В данной статье мы попытаемся определить социально-культурную дистанцию между наиболее многочисленными национальными группами, проживающими в Оренбургской области, - русскими (72,0%) и татарами (7,1%) - в следующих аспектах: культура, язык, образование, религия3. Даже мимолетный ретроспективный взгляд на историю взаимоотношений русских и татар позволяет сделать вывод о том, что отношения между ними были не такими уж и безоблачными и на протяжении веков претерпели много коллизий. Рассматривая советский период в жизни России, татарские исследователи считают, что "в этническом плане ситуация выглядела предпочтительнее для представителей русской национальности, так как язык и культура сохранили доминирующее положение, в то время как татар ожидала участь "сближения" и "слияния". Тем не менее "татары сумели сохранить свою национальную идентичность и даже развить самостоятельную культуру, отличную от общероссийской"4. На наш взгляд, это удалось благодаря межэтническому взаимодействию народов. Позитивным примером межэтнического взаимодействия может служить совместная деятельность представителей изучаемых нами национальных групп в области культуры, литературы, художественного творчества. Несмотря на то, что население Оренбург-ской области полиэтнично, основным полем культурной самоидентификации являются русская и татарская культуры, их диалог и взаимодействие. В области функционируют сотни русских и десятки татарских национальных коллективов. Многочисленные национальные праздники, фестивали не бывают по составу своих участников однонациональными, а собирают представителей разных национальностей. В прошедшем году общественность Оренбуржья отметила 90-летие со дня начала театральной деятельности татарской драматической труппы. Татарскому драматическому театру им. Файзи передано историческое здание в центре Оренбурга, где он раньше и располагался. В настоящее время идет его реставрация. Это единственный за пределами Республики Татарстан Областной татарский драматический театр.

В области проводятся международные фестивали. Так, например, прошел международный фестиваль "Гостиный двор". Этот фестиваль проводился в рамках федеральной программы "Оренбургский центр евроазиатской культуры "Гостиный двор". Задачей фестиваля являлось повышение консолидирующей роли театра в общении разных национальностей, расширение культурного пространства. Среди представленных театральных коллективов из 10 городов России был и Татарский академический театр им. Г. Камала.

Оренбуржцы чтят память известных земляков. Создан музей М. Джалиля в селе Мустафино Шарлыкского района. По инициативе оренбургского городского татарского центра "Туган-Тел" с помощью и при участии администраций Оренбурга и Казани в нашем городе установлен памятник М. Джалилю.

Недавно состоявшаяся выставка оренбургских художников "Вокруг Индии" также явилась подтверждением межнационального сотрудничества. Группа художников совершила поездку по городам Индии. Итогом этой поездки и стала выставка новых картин мастеров. О творчестве оренбургских художников начинают писать и говорить как об особой, оренбург-ской, школе живописи. Искусство всегда сближало народы, поэтому оно успешно развивается в Оренбурге, издавна соединявшем Запад и Восток, Европу и Азию. Культурная история оренбургской земли представлена десятками замечательных имен писателей, поэтов и художников разных национальностей. Среди них известные художники Юрий Рысухин, Рашид Асаев, Николай Ерышев, Набил Ишмухамедов, Геннадий Глахтеев. Сообщения о культурной жизни составляют значительную часть содержания местных средств массовой информации.

Первая программа редакции межнациональных отношений Государственной телерадиокомпании "Оренбург" вышла в эфир в июне 1989 г. До 1990 г. она отражала периодические события в национально-культурной жизни Оренбуржья, мусульманский месяц Рамазан, Курбан-байрам, Навруз, Рождество Христово. Затем телеканал "Добрый вечер, соседи!" становится многоцелевым. Готовится передача "Якташлар". По инициативе национальных центров, на телевидении появляется программа "Земляки" с комментариями на русском языке к каждому сюжету, звучащему на разных языках: башкирском, татар-ском, мордовском, казахском, немецком. Это заметно увеличило аудиторию телезрителей, облегчило языковое восприятие сюжетов. Ставшая постоянной рубрика "Экран друзей" знакомит читателей области с телевизионными передачами из Татарстана, Башкортостана и др.

В числе семи национальных газет, выходящих в области, издается татарская газета "Яна вакыт" (Новое время). Тираж ее доходит до 4 тысяч экземпляров. Ее учредителем являются ТОЦ и областная администрация. В декабре 1997 г. редакция отметила свое пятилетие. Газета имеет высокий рейтинг среди татарского населения, вынося на обсуждение своих читателей проблемы образования, культуры. В газете публикуются материалы и на русском языке. Областным отделением Союза журналистов России высоко оценена пропагандистская деятельность газеты в деле достижения национального согласия, межкультурного сотрудничества.

Тем не менее всего лишь 6% из опрошенных татар считают, что в выступлениях российских и городских средств массовой информации учитываются интересы их национальной группы, 67%- полагают, что учитываются, но лишь частично, 7% - считают, что эти интересы полностью игнорируются, 18% затруднились ответить5.

Групповые ценности дифференцируют общины. Так, по результатам опросов, проведенных по проекту "Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности", различные позиции высказывают русские и татары Оренбуржья при ответе на вопрос "Что необходимо Вашему народу?". На первом месте у русских - оздоровление природной среды - 41,2%; у татар - наведение порядка - 28,6%; у русских лишь 2,1% отдали предпочтение возрождению и развитию национальной культуры, а у татар 18,4%; считают, что надо обеспечить поддержку религии каждого народа 14,3% русских и 7,8% татар.

Однако при ответе на вопрос "Что стоит на втором месте по важности?" позиции русских и татар сошлись. За оздоровление окружающей среды вы-сказалось 19,4% русских и 19,2% татар. Тот же индикатор оказался и на третьем по важности месте у этих представителей национальных групп: 27,2% у русских и 20,0% у татар6.

Студенческая татарская молодежь меры по культурному развитию в регионе считает чаще всего недостаточными (см. табл. 1)7.

В последние годы, как и везде в стране, у оренбуржцев возросло внимание к соблюдению народных обычаев и обрядов, как у русских, так и у татар. Большинство опрошенных в той или иной мере их соблюдает.

За последние 10 лет 65,6% русских крестили своих детей, 96,5% празднуют Рождество, Пасху, другие православные праздники, однако пост соблюдали лишь 9,1%. Интересен факт празднования Рождества и Пасхи татарами - 28,6%, 5,5% из них крестили своих детей8. Скорее всего, большинство из давших такие ответы это или татары-кряшены, или люди из национально-смешанных семей.

Таблица 1. Ответы студентов-татар Оренбурга на вопрос о достаточности мер по развитию национальной культуры (% к числу опрошенных)

Проблемы

Оценка

достаточно

недостаточно

затрудняюсь ответить

Кол-во периодических изданий и их тираж на нац. языке

14,0

46,0

40,0

Создано национально-культурных центров

29,0

39,0

32,0

Организация нац. творческ. кол-вов, студий, театров

25,0

44,0

31,0

Объем радио- и телепередач на нац. языке

23,0

53,0

24,0

Проведено фестивалей национальных культур

40,0

35,0

25,0

Возрождение религиозной жизни

36,0

35,0

29,0

Основные мусульманские религиозные праздники большинством опрошенных татар соблюдаются. По данным опросов по проекту "Этнические и административные границы...", в 76,9% татарских семей празднуется Курбан-байрам.

Однако лишь 20% татар совершают обряд "суннат", соблюдают пост (держат "уразу") лишь 23,5%9. Представители татарской общественности ставят вопрос о возвращении Хусаинии, комплекса исторических зданий, татарской общине. В г. Оренбурге находится историко-архитектурный памятник - мечеть-комплекс "Караван-Сарай", построенный в 1846 г. генерал-губернатором В. А. Перовским для башкир, приезжающих в губернский центр. В 1918 г. декретом Народного комиссариата по делам национальностей он был передан башкирам. Однако впоследствии, в ходе административно-территориальных разделений, он был передан властям Оренбуржья. Областная башкирская община, да и представители официальных властных структур Республики Башкортостан, ставят вопрос о передаче этого исторического памятника башкирской общине или Республике Башкортостан. Татарский общественный центр категорически возражает против этого, аргументируя тем, что средства на строительство Караван-Сарая сдавали не только башкиры, но и татары (мишари). Поэтому ТОЦ предлагает открыть на базе Караван-Сарая тюркский культурный центр, где можно было бы разместить техникум, редакции национальных газет, национальные центры, но ни в коем случае не передавать комплекс Башкортостану.

Следует отметить, что татарская диаспора постепенно теряет надежды на финансовую и иную помощь со стороны Республики Татарстан, хотя последний договор с этой Республикой Татарстан несколько активизировал взаимоотношения двух субъектов Федерации.

Следующим индикатором, определяющим социально-культурную дистанцию, может служить, по мнению Л. М. Дробижевой, образование. Данные переписи населения 1989 г. свидетельствуют, что по уровню образования татары и русские достаточно близки.

К примеру, на 1000 человек со средним общим образованием в возрасте 18 лет у татар-оренбуржцев приходится 646 человек, у русских - 630, в возрасте 19 лет - 640 человек у татар, у русских - 625, в возрасте 20-24 лет - у татар 522 человека, у русских - 492. Некоторое опережение наблюдается у татар и по другим возрастным группам. Несколько ниже этот показатель у татар, имеющих высшее образование. На 1000 человек с высшим образованием в возрасте 30-34 лет у татар-оренбуржцев приходится 115 человек, у русских - 136, в возрасте 40-44 - у татар - 126 человек, у русских - 157 и т. д.10. Хотя язык в регионе с полиэтническим составом населения, каким является Оренбуржье, не имеет такой значимости для татарской диаспоры, как это имеет место в титульной Республике Татарстан, где язык "на ближайшем историческом отрезке будет не только объективным "отличителем", но и субъективно дистанцирующим фактором"11. В Оренбуржье из проживающих здесь 158 тысяч татар 136 тысяч считают родным языком язык своей национальности, другие языки - 22 тысячи12. Вместе с тем ряд представителей татарских национально-культурных центров активно ставят вопросы о создании школ на родном языке. Однако большинство татарского населения, а также национально-смешанные семьи этого не поддерживают. К тому же итоги опросов экспертов-руководителей, членов национальных центров, т. е. ангажированной части татарского населения, свидетельствуют, что даже они в своем большинстве поддерживают идею изучения родного татарского языка в дошкольных учреждениях, в школах - как предмета. За это высказалось 93,7% опрошенных экспертов13.

В первые годы перестройки, да и несколько позже, татары часто упрекали русских в русификации, приводя в качестве аргумента тот факт, что в 1927 г. в Оренбургской губернии было 60 татарских школ 1-й и 4-й ступени и семилеток. У татар наблюдался наибольший охват школьной сетью (57%) и высокий процент учащихся девочек (45%), в то время как по губернии в среднем обучалось 38% девочек. В 1912 - 1913 гг. в Оренбургской губернии было 367 мектебов и медресе14.

Подходы к формированию национальной системы образования сегодня у татар различные. Председатель Татарского общественного центра И. Узбеков считает, что "... билингвизм (двуязычие) - свободное владение как минимум двумя языками (родным и русским) - должен рассматриваться в качестве обязательного требования как важнейший показатель уровня этносоциализации личности, развития ее культуры". При этом, утверждает он, "... нормальное самочувствие татар", безусловно, благоприятно отразится на национальном самочувствии представителей других этносов, в первую очередь русского"15.

Причин медленного формирования национальной системы образования несколько. Так, в решении Третьего Пленума Областного Оренбургского татар-ского общественного центра, обсуждавшего вопрос "О проблемах татарского национального образования", говорится, что в реализации этих задач ТОЦ на местах сталкивается с большими трудностями, с существенными препятствиями, которые условно можно подразделить на две группы: 1) комплекс объективных противодействующих причин - отсутствие необходимой учебной и методической литературы, квалифицированных кадров и т.д.; 2) субъективные причины - неподготовленность общественного мнения, нежелание многих руководителей образовательных учреждений заниматься организацией изучения татарского языка, боязнь того, что это приведет к обострению межнациональных отношений и, наконец, отсутствие необходимых демократических норм в национальных и межнациональных отношениях и т. д. 16.

Ф. Баширов, один из руководителей татарского оренбургского городского центра "Туган Тел", пишет: "... беспокоит закрытие классов по изучению татар-ского языка в школах N19, 31, 34, 36, 73. Большое противодействие в открытии таких классов вот уже седьмой год оказывает директор школы N 46 А.А. Самосенко, а ведь в школе более 160 детей татарской национальности. Расположена она на Аренде (район г. Оренбурга), около 30 процентов населения которой татары".

Результаты социологических исследований подтверждают перспективы развития билингвизма. Согласно опросам студенческой молодежи, только 14% татар считают меры по расширению сети школ с преподаванием на родном языке достаточными, а вот 49% считают их недостаточными17. Если обратиться к анализу ответов на вопрос о наиболее предпочтительном языке обучения для собственного ребенка, то соотношение принимает несколько другой характер. Вариант обучения только на русском языке выбирают 9,0% татар, только на национальном языке - 0%, с изучением национального как родного и преподаванием на русском языке - 35,0%, на национальном и русском языке - 56,0%18.

Между руководителями национально-культурных центров и структурами управления образованием различного уровня возникает ряд противоречий по подходам к формированию национальной системы образования, национальной школе, подготовке кадров учителей по родному языку. Первые обвиняют чиновников в нежелании утруждать себя "лишними заботами" по организации обучения детей родным языкам. По их мнению, существенную негативную роль здесь играет и психологическая неподготовленность работников властных структур образовательных учреждений и некоторой части русского населения, которое отрицательно относится к тем, кто проявляет интерес к своему родному языку. Руководители колледжей заявляют о необходимости прекратить подготовку кадров учителей по родным языкам из-за их невостребованности после окончания учебного заведения. Татарский язык как предмет преподается в 85 школах области с охватом 10 775 учащихся. Из 27 выпускников 1997 г. Оренбургского педколледжа трудоустроено по специальности всего 2 человека.

Если подготовку кадров не сопровождать увеличением числа школ с изучением родных языков, то кадры, конечно, будут оставаться невостребованными. Можно понять беспокойство активистов национальных центров. Ведь изучение родного языка способствует росту внутриэтнических связей, при этом возрастает интерес к литературе, историко-культурному прошлому своего народа.

После ряда мероприятий выход был найден. Главным управлением образования, Комитетом по межнациональным отношениям, Областным межнациональным координационным советом, заведующими городскими и районными отделами образования подготовлены рекомендации по организации работы в области совершенствования этнокультурного образования.

Несомненно, в разных условиях решение этой задачи имеет свои особенности. Но в любом случае следует исходить из основных целей образования, определенных государственным стандартом. Вся до-школьная и школьная подготовка детей должна быть направлена на достижение оптимального эффекта в обучении при сохранении родного языка, этнической культуры.

Поэтому к решению вопросов организации изучения родных языков не может быть единого, шаблонного подхода. В то же время необходимо учитывать следующие аспекты:

- родной (национальный) язык может и должен изучаться как школьный предмет. С учетом конкретных условий могут быть образованы отдельные школы и классы, факультативы, группы продленного дня и другие формы с углубленным изучением родного языка, истории и литературы и др.;

- изучение родного языка не должно наносить ущерба изучению русского языка и других основных дисциплин. Противопоставление родного и русского языков недопустимо. Знание родного языка не противоречит владению в совершенстве русским языком, и наоборот. Поэтому билингвизм (полилингвизм) следует рассматривать в качестве важнейшего принципа оптимального самоопределения личности в современных условиях;

- в сельских школах, в местах компактного проживания представителей той или иной национальности, где русский язык еще не может обеспечить процесс обучения, а родной язык в этих целях не используется, возможно первоначальное обучение детей на родном языке, при котором изучение русского языка осуществлялось бы на базе родного и при опережающем развитии личности ребенка - на родном языке. В дальнейшем процесс обучения полностью переходит на русский язык при сохранении изучения родного языка как отдельной школьной дисциплины;

- при полинациональном составе учащихся необходимо избегать деления детей по национальному признаку, предоставляя им и их родителям право выбора языка, который, кроме русского, они считают нужным изучить. Не следует исключать вариантов, когда, например, русские дети изъявят желание изучать язык другой какой-нибудь соседствующей национальности;

- изучение детьми того или иного национального языка осуществляется по согласию родителей, что должно быть отражено в их заявлениях на имя руководителя образовательного учреждения.

Родительская общественность должна быть информирована об этом. Несомненно,что в формировании национального согласия особую роль должна играть школа, где на протяжении всего учебного процесса, в организации внеурочного, досугового времени необходимо акцентировать внимание на мероприятия культурно-образовательного профиля, изучение истории народов, их культуры, истории края, национальных героев и исторических деятелей.

Важным показателем, определяющим социально-культурную дистанцию, является и неравный доступ к власти представителей разных этнических групп. Результаты исследований подтверждают, что представители татарской диаспоры недовольны степенью участия во властных структурах татар, считая его недостаточным. На вопрос о том, пользуются ли русские привилегиями в России в этом отношении, среди русских в той или иной мере согласны с подобным утверждением 45% опрошенных, а среди татар - 62% 19.

Обида и сегодня выплескивается на страницы областных национальных газет. Так, один из татарских активистов Д. Рафиков пишет: "В 1980 г. почти в полсотне горрайадминистративных единиц области не было из казахов, башкир и татар, составляющих 12% населения, ни одного первого секретаря РК, предрайисполкома, прокурора района и начальника РОВД. На тот же период в РСФСР не было ни единого министра татарина или башкирина, не было их и ранее за весь период советской власти. В составе последнего Оренбургского обкома КПСС из 160 членов было четверо из татар, башкир и казахов. В Доме Советов из двухсот там сидящих была одна татарка, не владеющая родным яыком". Далее: "В развале СССР обвиняют Горбачева и Ельцина, предав забвению слова Ленина: "Если когда и развалится Совет-ская власть, то развалится от великодержавного русского свинства". Откажи в прозорливости после этого Ленину"20.

Татарские активисты на страницах областной газеты "Южный Урал" спрашивают: "...есть ли татары в руководстве администрации области или хотя бы один руководитель администрации района? Их нет...". Далее они заявляют: "...негры в Африке давно уже имеют возможности для развития языка и культуры. Чем татары (читай оренбургские. - В. А.) хуже негров..."21. Хотя истинное положение дел обстоит далеко не так.

Среди директоров школ татары составляют 9,2%, среди директоров акционерных обществ - 10,3%, среди глав администраций поселковых, сельских Советов - 10,7%.

Эти цифры выше общего процента татарского населения, проживающего в области. Объясняется это еще и тем, что число проживающих на селе татар выше, чем русских. По последней переписи населения, среди работающих русских рабочие составляют 59%, колхозники - 9%, служащие - 32%; соответственно у татар - 55, 21 и 24%22.

Оренбургский областной татарский общественный центр ставил вопрос о включении в Устав области пунктов: 1) о выделении квот при выборах в областное Законодательное Собрание для депутатов, представляющих все национальности Оренбуржья, с правом выдвижения кандидатов от национально-культурных центров и выборами по отдельному списку; 2) о создании двухпалатного Собрания или действующей Ассамблеи народов Оренбуржья23. Стремление активно участвовать в политической жизни общества и государственных органах власти связано еще и с тем, что ранее в области в Законодательное Собрание не было избрано ни одного татарина, в основном там были представлены русские.

Представители мусульманских общин ставят вопрос о назначении на должность в Комитет по связям с религиозными организациями администрации области одного из своих представителей. Сегодня в Комитете на трех штатных должностях работают двое русских и казашка. В аналогичном Комитете по межнациональным отношениям заместитель председателя - татарка. В областном Законодательном Собрании в числе 46 депутатов представлены пять национальностей, в т. ч. три татарина.

Согласно результатам проведенного опроса ущемление своих прав или возможностей из-за своей национальности больше чувствуют и предполагают татары - 15,7% и лишь 6,6% русских. Не ощущают этого 91,1% русских и 82,3% татар. Различные оценки у представителей этих национальных групп и деятельности власти, федеральной и региональной. Полностью доверяют Правительству России 2,9% русских и 5,1% татар, главе администрации области доверяют 4,8% русских и 8,2% татар. Скорее доверяют Правительству 13,3% опрошенных русских и 18,0% татар, а главе области соответственно 23,0 и 21,6%. Совсем не доверяют Правительству 48% русских и 40,4% татар, главе администрации области 32,9% русских и 30,6% опрошенных татар24.

Одним из важнейших факторов, который носит разграничивающий характер, являются различия в религии. Процессы, происходящие в России, стимулируют возрождение православия у русских и ислама у татар. К примеру, динамика развития организационной структуры Русской православной церкви (РПЦ) в Оренбуржье выглядит следующим образом: в 1991 году зарегистрировано 26 православных общин, в 1992 г. - 30, в 1993 г. - 13, в 1994 г. - 12, в 1995 г. - 8, в 1996 г. - 9, всего - 98.

Динамика развития структуры объединений мусульман выглядит следующим образом: в 1991 г. зарегистрировано 18 общин, в 1992 г. - 15, в 1993 г. - 15, в 1994 г. - 10, в 1995 г. - 9, в 1996 г. - 7. Всего 7425.

При опросе представителей исследуемых нами национальных групп выявились лишь незначительные расхождения в их отношении к религии. Верующими считают себя 26,9% русских и 29,0% татар; скорее верующими, чем неверующими 40,2% русских и 37,6% татар; скорее неверующими, чем верующими соответственно - 14,8 и 18,8%; неверующими - 13,4 и 10,2%.

К православным отнесли себя 85,3% опрошенных русских и 5,9% татар, что вполне закономерно, так как в области проживает определенное количество представителей этнической ветви татар-кряшенов26.

Татары и русские за многие столетия совместного проживания сумели найти формы толерантного существования. Поэтому отношения православия и ислама в целом носят терпимый характер. Татарский вариант ислама сегодня называют "евроисламом", так как он очень прагматичен и соединил, по мнению Р. Хакимова, "мусульманские ценности с идеями либерализма и демократии". Если, к примеру, во многих мусульманских странах женщины носят паранджу, то татарки ее не носят. Или же во многих странах женщин не допускают в мечеть, у татар это возможно, как и у русских.

Известны факты, когда представители разных конфессий помогают друг другу. Имам-хазрат махалли села Наурузово Пономаревского района Бабушов Ф.Г., имея неработающую супругу и грудного ребенка, полтора года не получал в мечети зарплаты. На помощь имаму пришел настоятель православного храма из соседнего села Пономаревка Василий Кибалюк, выделивший ему 3 млн. рублей.

Однако нейтралитет, внешне соблюдаемый представителями двух ведущих конфессий, может быть нарушен, когда с той или другой стороны сочтут, что молитвенное пространство наруша-ется.

В поселке Асекеево Асекеевского района, расположенном на границе с Республикой Татарстан, имеются две действующие мечети, ведется строительство новой третьей мечети. Однако среди части мусульман вызвало недовольство решение о строительстве христианского прихода в поселке. Особенно резко прозвучал протест от имам-хатиба одной из асекеев-ских мечетей.

Хотя, если учесть, что в Асекеевском районе помимо 45,3% татар проживают еще и 35,8% русских и 4,3% украинцев, то притязания мусульман на молитвенное пространство райцентра, естественно, неправомерны.

Анализируя поведение представителей мусульманской общины, надо учитывать два фактора. Во-первых, это влияние религиозных деятелей из соседнего Татарстана на паству. Во-вторых, это результат внутриконфессионального раскола у мусульман Оренбуржья, который продолжает расширяться. Отчуждение началось с появлением второго муфтията в области - Бугурусланского. Его духовный лидер муфтий Шингареев И. К., обучавшийся в Саудовской Аравии, в 1996 г. зарегистрировал четыре религиозные общины, и еще одна перешла из Оренбургского муфтията под административное и каноническое управление Духовного центра в Бугуруслане. Два из пяти приходов находятся в Асекеево.

В городе Бугуруслане Шингареевым И. К. оказана помощь в строительстве мечети, открыто медресе, где преподаватели - суданцы, египтяне, иорданцы, алжирцы. По мнению аналитиков, муфтий, имеющий финансовые средства, будет расширять сферу и зону влияния по всему северо-западу области, создавая новые организации и привлекая на свою сторону махалли. Наблюдается политизация ислама. Представители общества "Нур", "Союза мусульман России" в период выборных кампаний активно используют священнослужителей, мечети, паству для достижения своих целей. В свою очередь, это вызывает неадекватную реакцию у определенной части русского населения.

Восприятие одних этнических групп и выражение антипатий к другим является качественным показателем социальной и этнической толерантности. Одним из индикаторов толерантности является динамика национально-смешанных браков. Сегодня в обществе бытует мнение о том, что в связи с распадом СССР, межнациональными конфликтами резко сократилось число национально-смешанных браков, в Оренбуржье уменьшилось общее число зарегистрированных браков, но количество национально-смешанных браков уменьшилось незначительно. К примеру, в г. Оренбурге в 1985 г. было зарегистрировано 27,6% смешанных пар от общего числа, а в 1997 г. - 24,1%, т.е. уменьшение составило 3%.

Что касается межнациональных браков между русскими и татарами, то их количество в вышеуказанный период даже возросло, хотя и незначительно, с 19 до 20,2% (см. табл. 2)27.

Таблица 2. Динамика национально-смешанных браков

 

1985

1997

Всего зарегистрировано супружеских пар

3051

2039

В т.ч. национально-смешанных пар

845

494

Из них: русский - татарка

72

51

татарин - русская

89

49

Сравнивая изучаемые нами национальные группы, следует отметить, что ксенофобия более свойственна русской молодежи, среди которой 36% выразили явное нежелание контактировать с представителями некоторых народностей. Ксенофобию по отношению к другим можно отметить и у татар (22% опрошенных)28. Отмена в паспорте пятого пункта тоже вызвала неадекватную реакцию у русской и татар-ской молодежи29 (см. табл. 3).

Таблица 3. Отношение опрошенных к записи национальности в паспорте (% к числу опрошенных)

 

Национальность

русские

татары

Запись в паспорте должна быть обязательной

27,0

21,0

Пятого пункта не должно быть

12,0

22,0

Запись может быть сделана только с согласия владельца

52,0

35,0

    Политические симпатии русских и татар также различаются, хотя и незначительно. В поддержку КПРФ высказываются 22,9% русских и 16,1% татар, "Наш дом - Россия" - 12,0% русских и 24,3% татар, за "Яблоко" - 7,9% русских и 10,2% татар. Наверное, вполне закономерно, что ЛДПР татары вообще не поддерживают; интересным является факт, что за "Конгресс русских общин" (Лебедь) их высказалось 7,1%30.

Полное неприятие наблюдается у татар и в отношении проблемы возрождения казачества. Оренбуржье - казачий край. Существовавшее ранее Оренбург-ское казачье войско было многонациональным, в нем служили и татары. Сегодня казачество возрождается. Однако отношение к нему неоднозначное, особенно у татар. Только 7% татар, проживающих в области, считают возрождение казачества в целом положительным явлением, 43% ответили отрицательно, 50% затруднились с ответом31. Причина неадекватного восприятия казачества в том, что созданные казачьи организации, как правило, мононациональны. Казачьи сходы организуются чаще всего в бывших русских казачьих станицах. Непродуманные программы, заявления казачьих лидеров настораживают представителей татарского населения, а порой встречают полное непонимание у них.

"В нашем государстве для поддержания внутреннего порядка есть МВД, для охраны границы - погранвойска и для защиты от врага - с лихвой вооруженная армия... И нечего возвращаться к "разделяй и властвуй" с царских времен, когда... казак порол и рубил..." - считает один из членов правления Татар-ского общественного центра32.

В свою очередь, русским Оренбуржья вряд ли понравится идея создания башкиро-татарской конфедерации, обсуждаемая в центральных СМИ, а также в Уфе и Казани. "Башкирию отделяет от Казахстана менее 30 км территории Оренбургской области, где к тому же компактно проживают татары и башкиры. В случае создания конфедерации мощный новый альянс вполне может поднять вопрос о пересмотре границы для того, чтобы иметь прямую связь с родственными языком и культурой Казахстана, через него и к другим тюркоязычным республикам Средней Азии..."33. Тридцать километров, о которых говорится выше, - это Кувандыкский район Оренбуржья. Авторы идеи не утруждают себя вопросами, а захотят ли 70% русских, живущих в этом районе, войти в состав башкиро-татарской конфедерации.

Несомненно, процессы, происходящие в российском обществе, оказывают существенное влияние на межнациональные контакты в регионах с полиэтническим составом населения, каким и является Оренбуржье. И поэтому проблема совместимости культур приобретает сегодня важное значение как фактор стабильности и межкультурного сотрудничества. Тем более, что в ответах опрошенных русских и татар наблюдаются небольшие расхождения по проблеме изменения межнациональных отношений в области. Отношения улучшатся - так считают 6,6% русских и 6,3% татар; предполагают их ухудшение - соответственно 10,6 и 7,4% опрошенных; останутся без изменений - соответственно 44,1 и 58,0%34.

Примечания:

1 Регион как феномен экономики, политики и культуры. Казань, 1994, с.12.
2 См: Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов /Отв. ред. Дробижева Л. М., 1994.
3 Этническая мозаика Оренбуржья в цифрах (по данным переписи населения 1989 г.). Оренбург, 1993, с. 4. Хакимов Р. Россия и Татарстан у исторического перекрестка //Панорама-форум. Казань, 1997, N1, с. 45-46.
5 Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации (г. Оренбург). Москва - Оренбург И. С. П. И. - РАН, М., 1995, с. 63.
6 Проект "Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности".
7 Результаты социологического исследования "Студенчество Оренбуржья" (ценностные, политические, национальные ориентации и приоритеты). Опрошено 1000 человек в пяти вузах г. Оренбурга по квотно-гнездовой шестиуровневой выборке (пол, возраст, национальность, вуз, курс, профиль получаемого образования). Научно-производственная фирма "Консоцис-плюс". Рук. исследования академик Э. М. Виноградова, г. Оренбург, 1997.
8 Проект "Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности".
9 Проект "Этнические и административные границы..."
10 Характеристика национального состава населения Оренбургской области. По данным Всесоюзной переписи населения 1989. Оренбург, 1990, с. 84, 86.
11 Дробижева Л. М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997, с. 54.
12 Характеристика национального состава населения Оренбургской области. По данным Всесоюзной переписи населения 1989. Оренбург, 1990, с. 27.
13 Опрос произведен нами в июне 1997 г. на отчетно-выборной конференции татарского областного центра руководителей, членов президиумов, правлений национальных центров, обществ.
14 Татары в Оренбургском крае. Оренбург, 1996, с. 89.
15 Жизнь национальностей Оренбуржья. Оренбург, 1997, N7, с. 35-36.
16 Яна вакыт. 1996. 1 ноября.
17 Яна вакыт. 1998. 23 января.
18 Результаты социологического исследования "Студенчество Оренбуржья..."
19 Итоги социологического опроса "Состояние межнациональных отношений в приграничных районах Оренбургской области с полиэтническим составом населения". Н. П. П. "Консоцис", рук. Э. М. Виноградова, г. Оренбург, 1996.
20 Яна вакыт. 1997. 27 декабря.
21 Южный Урал. 1994. 16 июня.
22 Характеристики национального состава населения Оренбургской области. По данным Всесоюзной переписи населения 1989. С. 146.
23 Амелин В. В., Торукало В. П. Оренбуржье в этнополитическом измерении. Т. 1. Москва, 1996, с. 94.
24 Проект "Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности".
25 Справка о состоянии конфессиональных отношений в Оренбургской области за 1997 г. Текущий архив комитета по делам религий администрации Оренбургской области. 1996 - 1997 гг.
26 Проект "Этнические и административные границы..."
27 Текущий архив Оренбургского городского ЗАГС(а). 1997.
28 Результаты социологического исследования "Студенчество Оренбуржья..."
29 Там же.
30 Проект "Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности".
31 Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации (г. Оренбург). Москва - Оренбург. ИСПИ-РАН, М., 1995, с. 63.
32 Яна вакыт. 1996. 1 ноября.
33 Ротарь И. Национальная политика Уфы выгодна Кремлю // Независимая газета. 1997. 31 декабря.
34 Проект "Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности". ,


Hosted by uCoz