UCOZ Реклама

Татарское историческое общество

 

Киевские татары

Александр Москалец

Уверен, что киевляне не часто задумываются над происхождением названия Труханов остров. Во времена правления киевских князей на острове была резиденция хана Тугорхана. Его убили в 1096 году и похоронили недалеко от церкви Спаса на Берестове. Дочь хана была любимой женой киевского князя Святополка Изяславовича.

Вообще с тех далеких времен татар и украинцев многое объединяло и в исторических судьбах, и в повседневном соседском сосуществовании. Попробуем подтвердить это языком современной статистики. По данным последней переписи населения Украины, проходившей в 2001 году, крымские татары составляют пятую по численности этническую группу, проживающую в украинском государстве. Их общее количество составляет 248,2 тыс. лиц, что в 5,5 раза больше чем в 1989 году. Если же говорить о волжских татарах, их количество несколько уменьшается и по данным последней переписи составляет 73,3 тыс.

С начала ХIХ века татары, приезжавшие в Киев, пытались селиться главным образом вблизи рынков. Они жили, например, на Лукьяновской, Воздвиженской, Олеговской улицах. Некоторые семьи киевских татар живут там и до сих пор. До наводнения начала ХIХ века Лукьяновка представляла собой мало населенный район Киева. Но после наводнения туда стали переселять жителей Подола. Таким образом образовалось несколько новых прямых улиц, чьи названия говорили о том, кто именно на них жил — Татарская, Половецкая, Печенежская, Бердичевская и т.д.

История киевских татар разворачивалась постепенно, проходя параллельно с историей царской России. Вскоре после упомянутого переселения подольских жителей, на Лукьяновке построили тюрьму, куда попало много молодых татар. Одним из ее первых узников был корифей татарской литературы, известный писатель-революционер Галимджан Ибрагимов, который был в то время студентом Киевского университета.

Многие татары приезжали в Киев, чтобы работать на заводе- мыловарне. Дочь одного из них вышла замуж за знаменитого борца- спортсмена Хусаина батыра Хамидуллина, которого называли Хаджи Муратом или Костей-батыром. Классическая борьба тогда была очень популярна и многие из «звезд» ринга были киевскими татарами. Представители их семей живут в Киеве и до сих пор.

До Великой Отечественной войны в Киеве существовали две татарские школы. Одна из них располагалась по адресу Крещатик, 8, а вторая — на Подоле, недалеко от нижней остановки фуникулера, на тогдашней Александровской улице. Позже обе школы объединили и перевели по адресу ул. Мирная, 8. Преподавание там велось на татарском языке, рядом со школой находился татарский детский садик. Среди преподавателей этой школы особого упоминания заслуживает Саида Хабибуллина — одна из наиболее активных участниц культурно-просветительского движения среди татар Киева. Учительскому делу она отдала 53 года, из них 40 лет проработала в одной школе!

С 1925 года на улице Мирной работала также татарская столовая, где готовилась татарская традиционная пища. Там устраивались благотворительные завтраки, и по исламским законам десять процентов прибыли направляли на помощь сиротам и беднякам.

В довоенные годы в жизни киевских татар произошло много драматичных событий. Был закрыт молитвенный дом, столовая, детский сад, отобрали помещение Дома культуры народов Востока. Арестовали многих татар — руководителей культурно-просветительской работы и религиозных деятелей. Единственным местом, которое не подверглось ущемлениям, было старое татарское кладбище. В те тяжелые годы именно там киевские татары собирались и молились под открытым небом. Тогда самостоятельно удалось упорядочить территорию кладбища и нанять охранника. Впоследствии по судьбам киевских татар история опять прошлась своим жестоким жерновом. Во время войны немцы уничтожили старое татарское Сырецкое кладбище на улице Дегтяревской. Памятники этого кладбища были снесены с помощью бульдозера. Позже для кладбища татар выделили участок земли на Лукьяновке. По мусульманским законам погребение происходит в день смерти до заката солнца, тело не подлежит вскрытию. Глубина могилы равна росту человека плюс длина вытянутой руки. Покойника в саване кладут прямо на землю, могила закрывается досками, при этом читают молитву, музыка и цветы недопустимы. Территорию для нового мусульманского кладбища удалось получить во время войны потому, что умер немецкий переводчик-татарин.

С 1998 года в Киеве существует Всеукраинский татарский культурный центр «Туган Тел» («Родной язык»). Его возглавляет президент Канафия Мисбахетдинович Хуснутдинов. В его состав входят 13 региональных татарских обществ, в том числе — Киевское общество татар «Ильдаш» и Республиканская федерация татар и башкиров Крыма. Сейчас в Киеве существует четыре татарских самодеятельных фольклорных коллектива, они хорошо известны в городе, уже вышло много их записей на компакт- дисках и кассетах. Народный женский хор «Шатлик» («Радость») существует уже более 10 лет. Женский вокальный ансамбль «Асил яр» также пользуется успехом у слушателей. А показательный детский ансамбль «Лейсен» является лауреатом международного фестиваля тюркско-татарского творчества «Потомки Сююмбики- 2001», он уже дважды участвовал в работе Международной детской академии в Польше, регулярно выступает на киевских праздниках.

Татарский культурный центр в столице Украины является единственной организацией национальных меньшинств нашего государства, которое выпускает собственный ежемесячный иллюстрированный журнал. Это издание называется «Дуслик», что по-татарски означает «дружба». Сейчас центр выплачивает стипендии лучшим студентам-татарам, имеет договоренность с руководством Татарстана о льготном приеме лучших представителей украинской татарской молодежи в ведущие технические и гуманитарные вузы республики Татарстан.

Религией татар является ислам, и сейчас в Киеве появилось значительно больше возможностей для удовлетворения их культурных потребностей. Не забывайте, что сейчас в Украине живет свыше миллиона мусульман, значительная часть из них — татары. Муфтием Духовного центра мусульман Украины с апреля 2000 года является Сулейман Якубович Мухамедзянов. При Исламском общественном культурном центре в Киеве существует воскресная школа, женский клуб и «Клуб исламской молодежи».

 

День (18.11.2003)

http://dialogs.org.ua/ru/print/material/5/274



Hosted by uCoz