UCOZ Реклама
Современные деревянные окна.

ЧУЖИЕ НА РОДИНЕ?

Знают немногие, что Атаулла Баязитов — первый издатель газеты в истории татар, Сара Шакулова — первая из женщин-татар, получившая высшее медицинское образование в Сорбонском университете, Фикрят Табеев — один из руководителей Татарстана — выходцы из Касимова. Может даже возникнуть вопрос: а где вообще оно находится? Ведь земли, которые населяют татары до того широки, а история — глубока, что, наверное, невозможно узнать и изучить ее до конца. Но не знать Касимово нельзя. Касимово — это место, где провела свои последние дни царица Сююмбике, это город, который более двухсот лет был столицей Касимовского ханства, это место, где все еще сохранились ханская мечеть, построенная в 1477 году, резиденции ханов, Татарская слобода.
По историческим сведениям, основал город в 1152 году Суздальский князь Юрий Долгорукий. В летописях он упоминается как городец Мещерский. В 1376 году он входит в состав Золотой Орды. В 1452 году Московский князь Василий II Темный дарит городец Мещерский сыну Казанского хана Мухаммеда Касиму. И именно с этого периода начинается 200-летняя история столицы, и именно в это время строятся уникальные образцы татарской архитектуры — мечети. Но после смерти в 1681 году хан-бики Фатимы-султан, Касимовское ханство приходит в упадок.
К этому моменту касимовские татары проживали в более двадцати деревнях и составляли отдельную Татарскую слободу. До революции 1917 года численность касимовских татар здесь достигала более 6 тысяч. На сегодняшний день население Касимова составляет 38 тысяч человек, а татары — меньше 500 человек. На месте бывших татарских деревень с их мечетями и медресе теперь не осталось ничего. Многие татары переехали в Москву и Санкт-Петербург. Остальные поглощаются в результате смешанных браков.
В этом году городу Касимово исполнилось 850 лет. Если заглянуть в историю, то можно проследить, что Казань не совсем жаловала касимовских татар. Но вот спустя 450 лет в этом году впервые из Татарстана приехали в Касимово официальные представители республики, а именно, министр сельского хозяйства Марат Ахметов, председатель Совета национально-культурного мухтарията татар России Римзиль Валеев, заместитель министра культуры Илфак Ибрагимов, руководитель управления Главного архива Татарстана Дамир Шарафутдинов.
По случаю юбилея, в городе были организованы встречи, мероприятия. На семинаре, подготовленном Министерством культуры Татарстана и посвященном работе местных библиотек, кроме вышеперечисленных гостей принимали участие также писатель Мусагит Хабибуллин, певцы Клара Хайрутдинова, Ильсур Сафин, этнограф Фарида Хайруллина. Гости подарили библиотекам деревень около 1500 книг.
На праздничных мероприятиях в самом Касимове кроме делегации из Татарстана во главе с Маратом Ахметовым были и руководитель администрации президента России Александр Волошин, представитель президента России в Центральном округе Сергей Полтавченко, представители правительства России, Совета Федерации, Государственной Думы. Гости посетили самые достопримечательные и памятные места Касимова. Здесь еще сохранились такие памятники XV и XVI вв. как башня Ханской мечети (сейчас она является Татарским этнографическим музеем), мавзолей, построенный в 1556 году при хане Шахгали, разрушенная усыпальница последней царицы Касимовского ханства Фатимы-султан.
Представление, которое освещало всю историю Касимовского ханства, было подготовлено московскими сценаристами. Думаю, не всем зрителям пришлось оно по душе. Зачем понадобилось москвичам изображать татар дикими, захватчиками после всех почестей, сделанных по отношению к татарстанцам?
Какие же у касимовских татар проблемы на сегодняшний день? Как отмечалось выше, главная причина их исчезновения, «растворения» — смешанные браки. Родной язык знают пожилые, да и то только избранные. В Татарской слободе на сегодняшний день проживают лишь русские. Здесь же в доме бывших мурз Шириновых живет и глава администрации Касимовского района, который однажды в передаче «Ока» произнес такую фразу: «Пусть убираются к своему Шаймиеву!»
Но татары не хотят «убираться», а, наоборот, хотят сохраниться. Шесть лет назад они организовали Татарское общество. Руководителем является молодой банкир Адель Акзитов. Совместно с этим обществом касимовские татары уже шестой год проводят праздник Сабантуй. Восстановили Новую мечеть, которая была построена еще в начале ХХ века. В настоящее время два молодых человека обучаются основам Ислама в медресе «Махинур» Нижнего Новгорода и университете Аль-Азхар Каира. Этим летом для детей организовали при мечети курсы по религии и языку. К сожалению, нет специального преподавателя по родному языку.
В будущем предполагается подписание Соглашения между Касимовским районом и Министерствами культуры и образования Республики Татарстан.

Рафис ДЖАМДИХАН

«Татарские края» №45, ноябрь, 2002 г.

 

Hosted by uCoz