UCOZ Реклама

          

                       
НОВОСТИ ССЫЛКИ О ПРОЕКТЕ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК 

Век обмана 

Турецкий ученый считает, что главная беда татар – создание …национальной республики 

Опубликовано в еженедельной общественно-политической газете "Восточный экспресс". Печатается с разрешения редакции газеты.

Удивительно, но так сложилось, что татары не раз играли большую роль в судьбе Турции -  возглавляли правительства, проводили реформы. И в наши дни они не на задворках общественной жизни этой страны. Например, главный тюрковед Турции -  тоже татарин. С  директором Института тюркологических исследований Мармарского университета  профессором Надиром Давлетом мы встретились в Казани.

- Надир-эфенде, расскажите, как вы, татарин, оказались в Стамбуле и стали одним из ведущих тюркологов Турции?

- Я родился в 1944 году в Маньчжурии. В то время там жило довольно много татар. Мои родители работали в газете «Милли байрак» («Знамя нации»). В 1946 году, когда Советская Армия вошла в Манчьжурию, они были арестованы как националисты  и их отправили в Сибирь. Я остался в Китае со своим дедушкой. Когда он умер, меня забрала семья актанышца Ахтяма Ильясова. С ними в 1949 году я уехал в Турцию. Там, в Стамбуле, вырос, получил образование. Потом 12 лет работал в Германии. Вернувшись в Турцию, начал работать в академии наук. С 1964 года работал в Мармарском университете профессором, потом возглавил институт тюркологических исследований при этом  же университете. Писал книги, статьи о тюрках в СССР и России. Одна из них была издана в Казани.

- Была ли у вас в советское время возможность общаться с татарами в СССР?

- Нет. Таких людей как я считали антикоммунистами, ведущими борьбу с советской властью. Впервые в Татарстан я смог приехать только  в 1990 году.

- А как вы в то время  узнавали о том, что происходит с татарами в России?

- Мне удавалось читать журналы «Казан утлары», «Азат хатын», «Коммунист Татарстана», «Чаян», газеты и некоторые другие издания. Из всего этого и составлялась картина происходящего.

- Давайте поговорим о том, каким временем для татар был ХХ век?

- Это время, когда в жизни татарской нации произошло много перемен. В начале века у татар начался бурный рост национального самосознания. На это сильно повлияла русская революция 1905 года. Тогда стремительно развивалась татарская пресса, благодаря которой шла дискуссия по важнейшим вопросам жизни нации, высказывались различные политические взгляды. Большое влияние оказали и 1917 год. Он пробудил в татарах и других тюркских народах Российской империи идеи независимости, автономии. В то время в Москве прошел первый всероссийский мусульманский съезд. На нем российские мусульмане впервые смогли свободно обсудить свои проблемы. Съезд родил идеи культурной и территориальной автономии. Первую идею поддерживали татары, вторую – представители Азербайджана. Потом прошел съезд мусульман внутренней России и Сибири, проведенный татарами и башкирами. Их возглавлял Садри Максуди. На этом съезде рассматривалась идея штата «Идел-Урал». Но большевики к тому времени уже взяли инициативу в свои руки и настояли на татаро-башкирской территориальной автономии. Однако гражданская война помешала и этому проекту. Башкир и татар обманули, и в 1919-20 году образовались Татарская и Башкирская АССР. Два родственных народа оказались разделены, а большинство татар в своей автономной республике были искусственно отделены от своих соплеменников.

Потом были 70 лет советской власти. Сначала открылись было национальные учебные  заведения, печатные издания, но при Хрущеве татарский язык полностью утратил свою общественную роль. Язык стал «факультативным» и многие родители, не видя возможности и перспективы обучения на нем, отдавали детей в русские школы. Национальное самосознание ослабло и вновь пробудилось в среде интеллигенции только с приходом Горбачева и перестройки. Это вылилось в объявление Татарстаном суверенитета. Но продлилось недолго.

- Вы считаете, что мы возвращаемся в хрущевские времена?

- Мне кажется, что десять лет суверенитета прошли во многом впустую – в том числе и по вине татарстанских властей. Надо было в это время активнее вводить татарский язык. Сейчас это делать будет труднее, поскольку сравнительно мягкий ельцинский режим  сменился на жесткий путинский. И суверенитет Татарстана вообще оказался под вопросом. Республика снова живет в страхе перед Москвой, как и любой другой регион России.

Есть разные проекты дальнейшего развития России – среди них и превращение ее в унитарное государство. А это означает фактическую ликвидацию национальных республик.

Наиболее тяжелый пример такого рода - Чечня. Из ее опыта все российские республики сделали для себя негативные выводы.

Совершенно ясно, что прежней ситуации уже не будет. И непонятно, будет ли Россия демократическим государством – ведь в ней никогда не было такой традиции. Да и нет такого желания у самого народа.

- Некоторые говорят, что в Татарстане тоже установлен авторитарный режим.

- Нет, Татарстан находится в рамках российской системы, а она все-таки подразумевает определенные свободы. Но в то же время мы не можем сказать, что тут полная демократия. Во-первых, здесь нет нормальной оппозиции. В стране, где нет оппозиции, речи о демократии быть не может.

- А как вы думаете, почему в Татарстане прекратила свое существование национальная оппозиция?

- Во-первых, здесь никогда не было традиции оппонировать власти. Во-вторых, в Татарстане вся пресса, финансы так или иначе контролируются властью. И в этом главная причина - у оппозиции не было финансовых ресурсов. Во-вторых, многие оппозиционеры использовали политическую ситуацию в своих личных интересах. А многие их идеи были просто фантастическими. В-третьих, что особенно заметно из-за рубежа, нынешние татары – это же советские люди по своему менталитету. Хотя за десять лет многие съездили за рубеж и могли бы там чему-то научиться.

Взять хотя бы прессу. В этой области у вас продолжает жить старая советская система. Изменения, конечно, произошли -  СМИ стали гораздо более информативными. Но серьезных, аналитических материалов очень мало. Слабость прессы происходит из того, что большинство СМИ нуждаются в государственных субсидиях.

Хочу заметить, что в оппозиции как таковой ничего ужасного нет – это механизм, позволяющий существовать разным мнениям, что в итоге нужно самому государству.

- Что вы думаете о Шаймиеве?

- Как политик, сформировавшийся  в советские времена, он внимательно прислушивается к происходящему России. Хорошо знает русских и политическую систему этой страны. Это не Дудаев - Шаймиев знает, до какой точки можно дойти и где нужно остановиться. Мне кажется, что он может сохранить Татарстан.

- А вообще нужна ли была татарам в ХХ веке национальная республика?

- Хороший вопрос. Деление народов по территориальному принципу привело к тому, что сегодня российские тюрки разобщены и иногда даже враждуют между собой. В этом вина именно территориальных автономий! Вы скажете: зато сейчас Казахстан, Узбекистан независимы. Да, это хорошо, но татарам, якутам, хакасам и другим тюркским народам повезло гораздо меньше. Их культуры не получили развития, численность этих народов, судя по всему, будет уменьшаться в связи с ассимиляцией. 

Если бы была культурная автономия, думаю, ситуация была бы иная. Возможно, тогда сформировалась бы единая тюркская российская культура. Не было бы того же пресловутого татаро-башкирского вопроса.

- Возможна ли сейчас такая автономия?

- Система уже создана, изменить ее нельзя. Главное сейчас – сохранить республику.  

- Сейчас в переходе татар на латиницу некоторые видят руку Анкары. Мол, Татарстан вошел в сферу ее политических интересов…

- Это полнейшая чепуха. Турция не настолько сильная страна, чтобы иметь такие интересы в Татарстане. Что ее может здесь интересовать? Татарская нефть не поступает в Турцию, поскольку транспортировка очень дорога и хлопотна. Торговля? Но турецкие бизнесмены работают по всей России. Так же, кстати, как и российские в Турции. Для Анкары интересен может быть Азербайджан – вот там есть интерес, поскольку это рядом и это нефть…

Да, есть турецкое консульство в Казани – но это же один из крупнейших центров тюркской культуры. А пустыми утопиями в Турции, поверьте, никто не занимается.

 Никакого вреда от перехода на латинскую графику не будет. Скорее, напротив – Турция, Узбекистан, Туркменистан уже пользуются латиницей, а это десятки миллионов тюрок. Почему татары не могут войти в их число? Но главное значение латиницы в том, что у татар повысится национальное самосознание – и другие люди также перестанут считать их русскими. Это будет большой вклад в сохранение культуры народа.

- Сколько сейчас в Турции татар? Знают ли о них в этой стране?

- Точную цифру трудно назвать. Одно могу сказать точно: их мало -  в первую очередь потому, что, попадая в Турцию, большинство татар очень быстро отуречиваются. Это нетрудно, так как язык схож. Нет и религиозных различий – татары те же ханафиты.

К сожалению, сейчас в Турции нет татарской общественной жизни и общения между татарами стало мало. Татарская и башкирская молодежь, приезжающая в Турцию на учебу из России, слабо владеет родным языком и стремится всеми способами обосноваться в Турции.  Так что их общение с соплеиенниками мало интересует. Язык и обычаи сохраняют в основном старики  - те, кто в свое время приехал из Китая, Кореи, Японии.

О татарах люди не знают. Под татарами там понимаются прежде всего крымские татары, которых в Турции очень много.  

- Сейчас в Татарстане обсуждается тема ваххабизма. Были даже уголовные дела, когда так называемые «ваххабиты» были осуждены за терроризм. Угрожает ли республике это явление?

- Россия и некоторые другие страны боятся радикального ислама, точнее, тех мусульман, которые хотят изменить политический режим – как, например, в Афганистане. Но такие люди были есть во всех странах - и в Турции, и в самой России, причем это не обязательно мусульмане. А ваххабизм – это просто направление в исламе, которое, пользуясь финансами  Саудовской Аравии, смогло в последние годы собрать какое-то количество сторонников. Так  же действуют и другие секты – например, сейчас многие киргизы меняют веру и становятся баптистами, кришнаитами. И если в Татарстане кто-то стал приверженцем ваххабизма, в этом ничего удивительного нет.

Параллели с Чечней я бы не стал проводить. Там другая ситуация: фактически Россия воюет с чеченцами уже два столетия и действия Москвы необъяснимы с точки зрения нормальной человеческой логики. Это война. Причем здесь ваххабизм? 

Россия всегда нуждается во врагах. В советские времена ее врагом был западный мир, а теперь такую роль отвели мусульманам. Это нужно для торговли оружием, причем не только России, но и США, Франции, другим странам-экспортерам вооружений.

Проблема, я думаю, в другом – население России в большинстве живет очень бедно и поэтому здесь всегда есть почва для разного рода экстремизма, неважно, мусульманского или какого-то другого.

- Удивительно, но часто национальная самоидентификация татар за рубежом выше, чем в самом Татарстане. Чем вы это могли бы объяснить?

- Знаете, на чужбине, оказавшись в одиночестве, человек цепляется за все, что помогает ему сохранить себя как личность. Поэтому люди стремятся говорить на своем родном  языке, общаться себе подобными.

- Каким вы видите дальнейшее будущее татар в России?

- Думаю, русификация и ассимиляция народа продолжатся. Конечно, лучшая часть нации будет стараться сохранить себя. А остальные не знают своей истории и не понимают, что это история великого народа. А если человек этим не гордится, то он начинает испытывать противоположное чувство – стыд. Особенно если его окружает другой, более многочисленный народ. Сегодня ситуация выглядит печально – в Казани я редко слышу татарский язык. В магазинах, учреждениях, везде говорят по-русски. Смешно, но я не смог бы здесь жить, хотя родной язык знаю прекрасно, владею турецким, английским и немецким. А вот с русским у меня плохо.

Сегодня в татарской культуре превалирует фольклорное направление – сабантуи, пляски, песни. На этом далеко не уедешь. Надо развивать телевидение – сегодня у вас нет профессионального татарского ТВ. Надо, чтобы у татар появились новые крупные писатели…

- Это достаточно сложно в эпоху телевидения и интернета…

- Напротив. Интернет может в этом помочь, сокращая расстояния между Татарстаном и остальным миром, от которого он был долгое время оторван.

Ринат БИЛАЛОВ

E-mail: spm111@yandex.ru

 

Еженедельная общественно-политическая газета "Восточный экспресс"

Адрес редакции:

420029, Казань, Сибирский тракт, 34.

Для писем:

420012, Казань, ул. Бутлерова, 56, а/я 152

E-mail: spm111@yandex.ru

Телефон для справок: (8432)76-11-35

Подписной индекс: 99561 (для всех), 99562 (для пенсионеров)

 

НА ГЛАВНУЮ

                                                                                     

 

 

Hosted by uCoz