UCOZ Реклама

Татарское историческое общество

 

Казаков П.В.
К.и.н. г.Астрахань.

Роль Нижнего Поволжья в развитии торговли и взаимодействии культур на Великом Волжском пути.

Нижняя Волга издавна находилась на перекрестке важных торговых путей как с севера на юг, так и с востока на запад. Уже в раннем железном веке, в сарматскую эпоху, здесь встречались товары, шедшие из античных городов Северного Причерноморья (чернолаковая керамика, амфоры, ювелирные украшения) и Центральной Азии (ордосские бляхи).

С 1-го тыс. до н.э. через Нижнюю Волгу проходило северное ответвление Великого Шелкового пути.

Но лишь в эпоху средневековья Волга приобретает серьезное транспортное значение.

Рождение Великого Волжского торгового пути связано с возникновением в 7 в. в низовьях Волги могущественной державы Хазарского каганата.

Хазарское государство с самого начала своего существования установило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Причем, решающую роль играл маршрут вдоль западного побережья Каспийского моря, к устью Волги, затем вверх по ней до Переволоки, где он разветвлялся на два направления: одно вверх в земли булгар, а другое на Дон, к Азовскому и Черному морям в Византию и земли славян.

Контроль над Волжским путем и его ответвлениями был для хазар тем более важен, потому что с начала 8 в. водные пути Восточной Европы использовались скандинавскими купцами (русами арабских источников) основными поставщиками в страны Востока мехов, янтаря, моржового зуба. Поскольку, исходя из сведений арабских авторов и, прежде всего, Ибн-Фадлана, русы были единственным народом на Волге, использующими корабли. Уже в 10 в. сама Волга получает у мусульманских авторов название Нахр ар-рус (Русская река). Стремление хазарской верхушки держать в своих руках транзитную торговлю с Востоком приводит (наряду с другими факторами) к переносу столицы в дельту Волги, в город Хамлидж, переименованный в Итиль. По свидетельству арабских авторов (Ибн Русте, Истахри, Ибн Хаукал, Масуди и др.) это был обширный город, где проживали мусульмане, христиане, иудеи и идолопоклонники (язычники). Многоконфессиональность населения хазарской столицы переплеталось с полиэтничным его составом. Здесь проживали выходцы из Средней Азии (Хорезма), Закавказья, славяне, русы-скандинавы, собственно хазары (приверженцы всех вышеперечисленных видов религий), аланы, евреи. В то же время совершенно неизвестны упоминания о хазарских купцах. Видимо, торговля всецело находилась в руках прибывающих в страну купцов, а также еврейских торговцев, проживавших во всех городах Хазарии. Хазарские же владыки обогащались за счет пошлин в размере 1/10 стоимости провозимых товаров. Однако было бы неверно, исходя из этого факта, характеризовать каганат как паразитическое государство.Хазары не только собирали пошлины, но и обеспечивали безопасность торговых трасс. Неслучайно Волгу в 7-10 вв. именовали серебряным путем.

Благодаря контролю каганата Волжский путь более двух столетий являлся основной торговой магистралью Восточной Европы. Именно конкуренция со стороны Волжского пути привела к ряду походов русских князей Святослава и Владимира, разрушивших Хазарию.

Необходимо отметить, что вопреки расхожему тезису о веротерпимости Хазарского каганата, это государство раздиралось религиозными распрями, что предопределило его ослабление и падение. Проживавшие в каганате народы в минимальной степени взаимодействовали в культурном плане, и единственным наследием Хазарии на Нижней Волге стало проникновение сюда ислама.

Лишь в 12 в. в Нижнем Поволжье вновь возникает новый центр транзитной торговли город Саксин. По сообщению Ал-Гарнати в этом городе проживали гузы, хазары, болгары и сувары. Поскольку болгары проживали в центре города, можно предположить, что Саксин изначально являлся торговой факторией Булгара. Население исповедовало ислам разных толков: хариджитского, маликитского и шафиитского. В тоже время, вне всякого сомнения, говоря о господстве ислама в Саксине, Ал Гарнати скорее всего выдавал желаемое за действительное.

Материалы погребений 12-13 вв. из дельты Волги свидетельствуют о значительном преобладании языческих традиций. В 13 в. наименование Саксин распространяется на всю Нижнюю Волгу до Переволоки, причем население этой территории именуется саксинами. Причем письменные источники четко выделяют саксинов среди населения степей Восточной Европы. Судя по археологическим материалам дельты Волги, в материальной культуре 12-13 вв. (т.е. саксинского периода) переплетались половецкие, хазарские, кипчакские и аланские традиции.

В эпоху монгольского завоевания Нижнее Поволжье становится центром обширного и сильнейшего в Восточной Европе государственного образования Золотой Орды. Как и в эпоху Хазарского каганата, Золотая Орда контролировала не только Волжский путь, но и маршрут Восток Запад. Но, в отличие от предыдущего периода, Нижнее Поволжье превращается в зону сплошной оседлости. Именно здесь размещались обе столицы Старый и Новый Сарай. Города Хаджитархан и Бельджамен, а также около двух десятков известных на сегодняшний день безымянных городищ и поселений. Монгольские ханы всячески поощряли торговлю, отлично понимая, что только за счет военной добычи невозможно обеспечить процветание государства. Уже при Бату-хане в его столицу город Сарай торговцы с разных сторон привозили различные товары; все это, что бы то ни было он брал и за каждую вещь давал цену, в несколько раз превышавшую ее стоимость.

В 14 в. Сарай был уже крупнейшим городом на Волге, где жили разные народы: монголы, асы (аланы), кипчаки, черкесы, русские и византийцы. Купцы же и чужеземцы из обоих Иранов, Египта, Сирии и других мест живут в особом участке. В нижневолжские города сходились товары из стран Закавказья и Ирана, Руси, Прикамья, Средней Азии и Китая. Не могли миновать их и торговцы из Западной Европы, прежде всего генуэзцы и венецианцы, осваивавшие и просторы Каспийского моря.

Несмотря на то, что в Золотой Орде в начале 14 в. утвердился ислам, здесь со времен хана Берке (1261 г.) существовала православная епархия Сарайская и Подонская. Неоднократно Нижняя Волга посещалась католическими миссионерами, а учитывая несомнение присутствие генуэзских и венецианских купцов в ордынских городах, можно предположить и наличие католических церквей и священнослужителей.

Действительно, в 1337 г. в Сарае в течение года проживал монах Пасхалий из Испании, а в 1334 г. там же погиб католический проповедник Стефан.

Пожалуй, мало чем уступал столичным городам Золотой Орды и предшественник русской Астрахани Хаджитархан. По сообщению Иосафата Барбаро до разорения Хаджитархана Тимуром, все специи и шелк шли в Тану через этот город и для вывоза товаров ежегодно из Венеции в Тану приходило 6-7 больших судов.

В Золотой Орде в гораздо большей степени, чем в Хазарском каганате, прослеживается культурное взаимовлияние народов, населявших это государство. В городах складывается литературный язык поволжский тюрки, легший в основу современных тюркских языков Восточной Европы. Известно переложение на тюрки с персидского поэмы Хосров и Ширин.

В постройках золотоордынских городов переплетались традиции Центральной Азии, Хорезма и Закавказья.

Весьма значительная была в ордынских городах русская колония и, отнюдь не только за счет пленников, но и не меньшей степени состоявшая из купцов, членов посольств и просто переселенцев. Причем влияние русского православного населения фиксируется не только в столичных городах, но и в больших населенных пунктах. Например, близ поселка Мошаик в черте г. Астрахани была найдена резная иконка св. Георгия. При раскопках могильника возле Красноярского городища в могилах, сооруженных по мусульманскому обряду, было обнаружено два православных нательных крестика.

Однако было бы неверно говорить в духе модной ныне в определенных кругах, теории о симбиозе Руси и Орды. Довольно сложно представить себе симбиоз раба и господина. Именно в период монгольского нашествия и установления системы ига сложилось стойко враждебное отношение Руси и Степи, чуждое предыдущей эпохе 10-12 вв.

В тоже время в 14-15 вв. Волжский путь окончательно становится для Северо-Восточной Руси (будущей Московии) доминирующей внешнеторговой артерией. Даже после распада Золотой Орды, когда один из ее наследников Астраханское ханство вырождается в разбойничье государство, промышлявшее разбоем на Волге, не прерывался поток русских купцов в страны Каспийского бассейна (достаточно вспомнить эпопею Афанасия Никитина).

Важнейшее значение Волжского пути для Русского государства неминуемо приводит в 16 в. к завоеванию Казани и Астрахани. С этого момента наступает новый период в истории Нижнего Поволжья.

Вновь, как и в эпоху Хазарии и Золотой Орды, ключевым пунктом в волжской торговле становится район низовий Волги, где возводится русская Астрахань. В течение полутора столетий Астрахань являлась единственным крупным городом и крупнейшим торговым центром в Нижнем Поволжье. В сущности, можно смело сказать, что именно в Астрахани начинается Великий Волжский путь, поскольку именно через нее шли высококачественные восточные товары: шелковые, парчовые и хлопчатобумажные ткани, изделия из кожи, оружие и другие металлоизделия, драгоценные камни. Русское государство в 16-17 вв. в ответ могло предоставить лишь традиционные меха и серебро.

Примечательно, что только с момента утверждения в Нижнем Поволжье Русского государства, этот регион стал выполнять роль не только транзитного пункта, но и поставщика собственной продукции рыбы и соли. С 17 в. Астрахань стала снабжать Москву виноградом и вином, о чем свидетельствуют Адам Олеарий и Стрюйс. В 18 в. к товарам, производимым в Астрахани добавились изделия из шелка-сырца, привозимого из Персии, причем объем произведенной в Астрахани продукции превышал количество ввозимых с Востока готовых шелковых изделий.

В течение 18-19 вв. окончательно определилась специализация Нижнего Поволжья (от Астрахани до Царицына) как поставщика рыбы и рыбной изделий, икры, соли, продукции садоводства, бахчеводства и виноградарства, каракуля (в английском языке слово каракуль до сих пор называется Astrakhan). Хотя с середины 19 в. несколько упало значение Астрахани и Нижнего Поволжья как центра транзитной торговли со странами Востока, но уже в конце 19 начале 20 вв. регион превращается в крупнейшую в России перевалочную базу нефтепродуктов. В этот же период Астрахань наравне с Сормовым становится важным центром судостроения и судоремонта.

И с присоединением Нижнего Поволжья сохраняется полиэтничный состав населения региона.

В 16 в. в Астрахани обосновались армянские, персидские и индийские купцы. Необходимо отметить, что армянскими торговцами Нижнее Поволжье было освоено еще в 14 в. 9монах Пасхалий отправился из Сарая в Среднюю Азию в сопровождении армянских купцов). В 18 в. в Астрахани уже существовал обширнейший армянский район за Варвациевским каналом. А в 19 в. Астрахань стала одним из крупнейших признанных центров развития армянской культуры. Здесь были открыты Агабабовское народное училище, епархиальное училище, затем армянская семинария, издавалась газета Восточные ведомости на армянском языке. Образование велось при поддержке Лазаревского института восточных языков. В тоже время во внешней культуре астраханские армяне активно воспринимали черты одежды и быта русского населения, о чем писал А.Ф.Писемский, посетивший наш город в 1856 г. Сейчас можно говорить об особой субэтнической общности астраханских армянах. Поскольку многие армяне, переселившиеся в Астрахань в17 в. придерживались католичества, в городе появились и католические миссионеры. Один из них, по свидетельству А.Олеария, и положил начало астраханскому виноделию. Для посланников римского папы Астрахань была важна как крупный объект для католической пропаганды среди кочевников и как опорный пункт для продолжения миссионерской деятельности на Востоке: в Персии, Индии, Китае. Католическим миссионерам Астрахань обязана появлением греко-латинской школы при костеле, давшей России одного из первых академиков поэта В.К.Тредиаковского.

Проживавшие в Астрахани персы и индийцы добавляли городу восточного колорита главным образом своим экзотическим видом и празднествами. Персидское присутствие в городе, даже после высылки иранских подданных в 30-х гг. 20 в. оставило в наследие термин амбал (анбал). Так называли грузчиков персов на пристанях, а в астраханском говоре амбал стало синономом физически сильного человека.

Вообще приверженцы ислама занимали по численности, да и сейчас занимают, в Астрахани второе место после православных. В городе это были, прежде всего, татары. Причем те, кого сейчас именуют астраханскими татарами, являются выходцами из Казанской и Саратовской губернии (собственно татары и мишари), отчасти смешавшимися с ними юртовскими ногайцами.

Вероятно в этой среде, уже ставшей отдельной субэтнической группой, растворились и собственно астраханские татары, жители Астраханского ханства. Именно от них русские, обосновавшись в низовьях Волги, позаимствовали учужный способ лова красной рыбы. В деревянной культовой архитектуре астраханских мусульман явственно прослеживались традиции зодчества казанского края.В этом случае мечеть обычно сооружалась в виде прямоугольного деревянного дома с двускатной крышей, прорезанной посередине минаретом. Минарет представлял собой 8-и гранный барабан с открытой платформой, увенчанной шатровой крышей. Правда, в Астрахани ряд мечетей ( в том числе и мечеть между современных улиц Челюскинцев и З. Космодемьянской) вместо шатрового завершения минарета имели купольное, что опять же является явным влиянием русской архитектуры 19 в.

Татары же были и первыми огородниками и бахчеводами в Астрахани. В свою очередь в архитектуре культовых сооружений мусульман в 19 в. явственно присутствуют черты классицизма. Особенно показательна в этом смысле Белая мечеть, которая по архитектуре близка православным храмам (особенно минарет, напоминавший колокольни русских церквей).

Кочевые народы, населявшие Нижнее Поволжье калмыки и казахи, под влиянием русского населения осваивают в конце 19 в. речной и морской лов рыбы.

Спецефической особенностью Нижнего Поволжья (имеется в виду пространство от Царицына до Астрахани) является, в определенной степени, нивелирование спецефических черт культуры славянского населения. С 40-х гг. 18 в.русское првительство фактически санкционировало приток так называемых сходников в Астраханскую губернию. В основном это были выходцы из Нижегородской, Московской, Костромской, пензенской, Симбирской, Ярославской губерний, а аткже украинцы, занимавшиеся чумачествомна трассе Баскунчак-Астрахань.

К началу 20 в. кроме определенных отличий в говорах. Практически невозможно было визуально вычленить переселенцев из различных регионов России в низовьях Волги. Если в этот период народный костюм любой российской губернии имел совершенно определенные отличия, то в пределах Астраханской губернии установился особый городской тип одежды. Благодаря крупным городским центрам Астрахани, Красному Яру. Енотаевску, Черному Яру, Цареву и Царицыну, даже в сельской среде утвердилась городская мода.

Своеобразен и тип нижневолжского жилища. Даже саманные дома ничего общего не имеют сукраинскими хатами, поскольку в пределах Астраханской губернии просто неприличным считалось крыть крышу соломой, либо камышом.

Но самым интересным моментом является то, что наиболее распространенный тип жилища в низовьях Волги был выработан в среде астраханских казаков в буквальном смысле первой категорией сельского оседлого населения.

Именно в период господства в Нижнем Поволжье Русского государства можно действительно серьезно говорить о веротерпимостии синтезе культур народо, населявших и населяющих эту территорию.

Но возникает вопрос, почему именно нижневолжский регион дает наиболее яркие примеры мирных межэтнических и межконфессиональных контактов.

Представляется, что причиной этого феномена является ситуация, при которой ни один народ, населявший Нижнее Поволжье, не являлся доминирующим. Ни хазары, ни монголы, ни русские (во всяком случае в 16-17 вв.) не могли похвастать стопроцентным господством над пространствами Нижней Волги.

В тоже время специфические особенности как природных условий Нижней Волги. Так и значимость Волжского торгового пути неминуемо диктовали любому государственному образованию, овладевшему этой территорией, ради собственного благополучия и значительных экономических выгод, максимальную терпимость по отношению к людям, населявшим нижневолжский край.

Обсудить на форуме

 

, . .

Hosted by uCoz